Анализ работы педагога — психолога

               Анализ

работы педагога-психолога

Работа психолога велась в соответствии с Законом об образовании и методическими рекомендациями профессиональной деятельности педагогов-психологов.

 

Цели работы психологической службы:

  1. Психологическая помощь в организации и сопровождении учебно-воспитательного процесса с точки зрения гуманности и развивающего характера.
  2. Оказание помощи в организации педагогически целесообразного и психологически комфортного общения в системах «учитель-ученик», «ученик-класс», «учитель-родитель», «ученик-родитель».

Задачи, стоящие перед психолого-педагогической службой:

 

Общая задача психологической службы состояла в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития учащихся в условиях образовательного процесса, в коррекции возникающих проблем.

Соответственно задачами являются:

  1. раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие ученика;
  2. определение механизмов и закономерностей освоения учащимися социокультурного опыта (социализация);
  3. определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
  4. определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний;
  5. выработка рекомендаций учителям с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса;
  6. сотрудничество с родителями, включающее профилактику, рекомендательную поддержку и совместные действия по разрешению проблемных ситуаций.

 

Принципы организации психологической службы:

     1. Принцип многообразия форм и методов работы.

     2. Нравственность,  экологичность.

     3. Принцип  преемственности.

     4. Принцип самоактивизации:  поиск внутренних источников развития и саморазвития, творческий подход.

     5. Принцип профессионального содружества.

     6.  Принципы гибкости.

     7.  Принцип действенного оптимизма.

Все названные принципы имеют смысл только во взаимосвязи, которая
может рассматриваться как особый, дополнительный принцип.

 

Основными направлениями работы были:

  • Психодиагностическое
  • Коррекционное
  • Консультирование
  • Просветительское
  • Профилактическое
  • Организационно-методическое

 

Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая)

Задача: определение индивидуальных особенностей и способностей личности: потенциальные возможности, профессиональное самоопределение  и самореализация, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.  

В начале учебного года все вновь поступившие дети были обследованы по следующим методикам (тест Равенна, тест Тулуз-Пьерона, тест Лурия, Визуальные классификации, Образец и правило). Полученные данные были представлены родителям и педагогам. Особенности развития учащихся первых классов были представлены учителям на методическом объединении.

По просьбе педагогов или родителей проводилось индивидуальное психодиагностическое обследование учащихся школы, у которых на протяжении учебного года возникали трудности в обучении.

 

Класс Кол-во учащихся Методики
1 б 16  (тест Равенна, тест Тулуз-Пьерона, тест Лурия, Визуальные классификации, Образец и правило)
20  (тест Равенна, тест Тулуз-Пьерона, тест Лурия, Визуальные классификации, Образец и правило)
индивидуально 5  
Всего 41 чел  

 

Проведено анкетирование учащихся 5 класса и их родителей.

Целью анкетирования учащихся было выявление проблем в обучении и адаптации в школе. Анкетирование   родителей проведено для определения комфортности детей в школе, выявлению пожеланий и проблем в ходе учебного процесса.  Педагоги были ознакомлены с результатами анкетирования, проводилась индивидуальная работа с учениками 5 класса и родителями.

Итог этой работы: психологическая характеристика личности ученика, составление карт учащихся, позволяющих наметить и осуществить учебный маршрут, коррекционные психологические мероприятия, рекомендации.

 

Психологическая коррекция (индивидуальная и групповая)

Заключается в  активном воздействии на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранении ее индивидуальности, осуществляемом на основе совместной деятельности педагога-психолога, логопеда, социального педагога и других специалистов.

 На протяжении всего учебного года проводились индивидуальные и групповые занятия.

В течение 2-4 четвертей проводились групповые занятия с учениками 1-х классов  1 раз в неделю. Всего проведено 23 занятия. Основными задачами этих занятий являлись адаптация к школе,  коррекция психо-эмоционального состояния учащихся, развитие интеллектуальных функций, развитие коммуникативных навыков.

 В течение учебного года проводились индивидуальные занятия с учениками школы, имеющими трудности в обучении или  адаптации к школе, выяснялись мотивы неадекватного поведения, проводился разбор ситуаций, приводящих к возникшим проблемам, по возможности вырабатывались новые стереотипы поведения. Проводились занятия по развитию внимания, мышления, памяти.

В течение всего учебного года проводились занятия с учащимися, обучающимися в школе по индивидуальной программе.

Всего проведено 64 индивидуальных занятий учеников.

 

Консультативная деятельность

Включает в себя оказание помощи обучающимся, их родителям, участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.

Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих участников образовательного процесса и по приглашению психолога.  

В течение всего учебного года велась работа

  • С родителями: индивидуальное консультирование, семейное консультирование. Целью работы являлись коррекция взаимоотношений между детьми и родителями. Всего проведено 49 консультаций.
  • С педагогами школы. Целью работы было улучшение взаимодействия педагогов с учащимися и родителями.
  • С учащимися: целью работы была успешная адаптация к школе. Всего проведено 51 консультативная беседа.

 

Психологическое просвещение и психологическая профилактика

Психологическое просвещение предполагает знакомство с основами межличностного взаимодействия, процессами формирования личности.

Профилактика включает в себя предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта, разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Для учителей проведено психофизиологическое обследование

Для учителей начальных классов проведена лекция «Если ребенок плохо читает, как ему помочь»

Для родителей учеников начальных классов проведена лекция «Как помочь ребенку-дизграфику», «Психологические рекомендации по успешной адаптации первоклассников к школе».

Для родителей учащихся 5-9 классов проведена лекция «Ответственность родителей за воспитание и поведение детей»

Для родителей 6-7 классов проведена лекция по профилактике формирования зависимого поведения подростков.

 Виды работ: лекции, консультации, беседы с участниками учебного процесса.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>